Акция "Музейный полк": Третьяковская галерея в Молотове

Государственная  Третьяковская галерея с сентября 1941 по октябрь  1944 года находилась в эвакуации  в городе Молотове. Музейный груз из Москвы был отправлен водным путем  на старой барже постройки 1913 года, которую  сопровождали начальник  баржи   А.Ф.Акимов,  военизированная охрана из  4-х человек, сотрудница галереи   М.М.Колпакчи и реставратор   И.В.Овчинников.  Музейные ценности  состояли  из   41 ящика  с 2294 художественными произведениями и  45 ящиков с выставкой  И.И.Бродского14 сентября в 5 часов утра баржа   причалила к  берегу Камы у  Молотова. 

Кроме произведений был вывезен архив, включавший   материалы кабинета истории искусства (рукописи к истории русского искусства), картотеки, незавершенные каталоги (древнерусского искусств, рисунка), рукописи научных сотрудников, библиография.  В общей  сложности  это составило   более 30.000 ед.хр.    Прибывшие  ценности разместили в залах   Молотовской художественной галереи.   Среди экспонатов – более 300 икон ХIII-ХVII веков Новгородской, Владимиро-Суздальской, Ярославской школ, работы мастеров Оружейной палаты; произведения художников ХVIII-начала ХХ веков – А.А.Иванова, К.П.Брюллова, О. А. Кипренского, В.  А. Тропинина, И.Е.Репина, В. М. Васнецова, М.В.Нестерова,  С. Т. Коненкова,  А. С. Голубкиной,  М.А.Врубеля, А.А.Дейнеки,  Ю.И.Пименова, В. И. Мухиной  и мн. др.

Ответственной за сохранность эвакуированных ценностей   Третьяковской галереи отвечала Мария Модестовна Колпакчи (1892-1971). Работа планировалась. Регулярно  составлялись планы вскрытия  ящиков  для осмотра состояния произведений,  оформляли протоколы осмотров.  Кроме дежурства  научных сотрудников, были установлены круглосуточные посты военизированной пожарной охраны и составлено расписание систематических осмотров всех внутренних помещений, включая подвалы и чердаки.  Ежедневная  хранительская работа  перебивалась  «…мобилизациями на ту или иную  общественную работу, как-то: на заготовку дров для галереи, на постройку новой железной дороги, на стирку и чинку белья для красноармейцев, на огородные работы в 25 км от Перми»,- пишет в воспоминаниях М.М.Колпакчи.

Помимо хранительских  функций, она занималась выставочной деятельностью:  участвовала в подготовке  выставок «Урал в изобразительном искусстве» (1943), «Ленинград  в дни блокады» (1943),  «Образ В.Ленина  в изобразительном искусстве» (1943) «Урал-кузница оружия» (1944).  Была инициатором показа персональной выставки Бродского, подготовила работы  и каталог, но не было найдено помещение. 

 Вместе с М.М.Колпакчи за сохранность коллекции Третьяковки  отвечал реставратор  Иван Васильевич Овчинников. Вместе с научными сотрудниками  участвовал во вскрытии ящиков и осмотре  работ,  совершал поездки в Соликамский филиал Государственного Русского музея для оказания помощи, участвовал  в подготовке выставок.  Директор  Молотовской галереи Н.Н.Серебренников добился разрешения привлечь его  для работы с  иконописной  коллекцией галереи. Овчинникову  удалось прочитать имена выдающихся иконописцев  строгановского письма - Семена Хромого, Истомы Савина, Никифора Савина и др. Этот факт  известный историк искусства и музейный деятель И.Э. Грабарь  назвал «…очень важным вкладом в науку о русской иконе…».

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам